Дневной свет: Как его воспринимает человеческий глаз?
В этой статье мы попытаемся выяснить некоторые вопросы о дневном
свете и его восприятии человеком и рассмотрим следующие вопросы:
• Что такое дневной свет и его удивительные особенности;
• Кривая Комфорта Круитхофа;
• Человеческий глаз;
• Цветовая адаптация.
Что такое дневной свет и его удивительные особенности
Дневное освещение, часто называемое естественным или
природным, представляет собой сочетание солнечных лучей и рассеянного
света. В ясный безоблачный день цветовая температура потока
естественного света достигает 6000К. Именно такой уровень освещенности
является наиболее комфортным для человека, и редко кто при этом скажет,
что «сегодня слишком холодно» или что «небо слишком синее». В то же
время, при точно таких же условиях, но находясь внутри помещения, тот
свет, что казался нам естественным на улице, начинает восприниматься с
явным сиреневым оттенком. Сегодня мы попытаемся исследовать как
физиологические, так и экологические причины этого явления и найти
способы решения проблемы.
Фон
Впервые мы столкнулись с таким явлением, когда стали
использовать лампы Соллюкс для освещения картин Вермеера в Национальной
галерее искусств в Вашингтоне. Во время эксперимента каждое полотно
освещало необходимое количество (20-30) точечных светильников.
Наблюдатели могли самостоятельно регулировать освещение, выбирая
оптимальную для себя цветовую температуру, используя Соллюкс на 4700К и
стандартные MR-16 на 3000К, при этом уровень яркости оставался
постоянным. Как оказалось, участники эксперимента чаще всего
устанавливали цветовую температуру около 3500К, что несколько
удивительно — ведь при нормальных условиях свет в 3500К воспринимается
глазом как желто-оранжевый, и сила спектрального распределения
подтверждает это.

Такие результаты нельзя объяснить нетренированностью
глаз, поскольку участники эксперимента над Вермеером были
профессионалами, имеющими огромный опыт в освещении предметов искусства.
В состав группы входили хранитель музея и главный дизайнер по освещению
Национальной галереи искусств. Однако было замечено, что уровни
освещения в самом музее значительно ниже, чем стандартный уровень света в
обычных помещениях.
Действительно ли уровень освещенности воздействует в
максимальных и минимальных экстремумах, а также промежуточных точках на
восприятие человеческим глазом цвета? Исторические и эмпирические
данные говорят нам о том, что ответ на этот вопрос положительный.
Кривая комфорта Круитхофа
Ранее исследования, затрагивающие отношения между
диапазоном освещенности и цветовой температурой, проводились Круитхофом
(Kruithof). Экспериментальным путем он разработал график, на котором
определил области высоких и низких уровней освещенности для различных
цветовых температур, являющиеся наиболее комфортными для наблюдателей.

Концепция Круитхофа произвела настоящий прорыв в
световом дизайне, и она выдержала испытание временем, поскольку в своих
исследованиях ученый использовал только солнце и лампы накаливания, что
позволило получить чистое спектральное распределение мощности.
Основываясь на результатах кривой комфортности Круитхофа,
низковольтажные лампы дневного света Соллюкс должны использоваться в
соответствии со следующими принципами освещенности:
Цветовая температура |
Уровень освещенности (footcandles) |
Яркость(Lux) |
3500К |
18-2000 |
194-2.153 |
4100К |
22-1500 |
240-16.147 |
4700К |
25-5000+ |
290-50.000 |
5000К |
40-5000+ |
430-50.000 |
Дальнейшие исследования по уточнению кривой Круитхофа
были продолжены Вейнтраубом (Weintraub) и др. с помощью системы
освещения Соллюкс, используемой в Национальной художественной галерее.
Человеческий глаз
Что же вызывает такие изменения в восприятии света?
Ответ на этот вопрос скроется в уровнях освещенности на открытом воздухе
и внутри помещений, а также того, как реагирует человеческий глаз на
столь разные условия освещенности.
Уровень освещенности, измеряемый в обычный пасмурный
день в городе Рочестер штата Ню-Йорк, примерно 3200 footcandles при
цветовой температуре 6550К. В солнечный день они изменяются до 13600
footcandles при 5000К. Уровень освещенности, требуемый для чтения и
демонстрации товаров в розничном магазине, находится в диапазоне между
75 и 150 footcandles, а для освещения музея достаточно около 20
footcandles.
Уровни освещения на открытом пространстве, внутри
помещений и в музее отличаются в каждом конкретном случае в десятки и
более раз. Реагируя на эти изменения, радужная оболочка глаза быстро
расширяется и сокращается. Благодаря этому она контролирует количество
света, достигающего сетчатки глаза, которая содержит светочувствительные
фоторецепторы — колбочки и палочки, ответственные за зрение. Свет,
попадающий на сетчатку, пропорционален квадрату диаметра зрачка. Если
зрачок расширяется вдвое, то количество света, попадающего в глаз,
увеличивается в четыре раза. При тусклом освещении радужная оболочка
может раскрыться до 8мм и сузиться до 2мм при ярком свете. Такое
четырехкратное изменение диаметра соответствует шестнадцатикратному
изменению яркости на самой сетчатке глаза, а ведь уровень света в музее и
на открытом воздухе в солнечный день в Рочестере отличается в 680 раз.
Такую разницу в освещенности в 42.5 раза не может откорректировать
глазная радужная оболочка, что приводит к активному динамическому
взаимодействию между парами колбочек и палочек сетчатки.
Более шести миллионов колбочек и 119 млн. палочек
неравномерно распределены на сетчатке. Колбочки конической формы в
основном сосредоточены в ее центре, в области, называемой Ямкой, и имеют
максимальную чувствительность, как показано на рисунке, в 555нм
(зеленый спектр). До недавнего времени именно им приписывали
ответственность за цветное зрение. Палочки, чей максимум
чувствительности приходится на 508нм (синий спектр), традиционно
связывали только с ночным зрением.

В 1996 году был опубликован документ под названием
«Реинжиниринг осветительной фотометрии» ("The Reengineering of Lighting
Photometry") д-ра Сэма Бермана, сформулировавший новую теорию работы
человеческого глаза, в которой функция палочек и колбочек не является
взаимоисключающей, как считалось ранее.
Чтобы доказать свою теорию, согласно которой
фоторецепторы палочки работают круглосуточно, доктор Берман замерял
диаметры зрачка, подвергающегося воздействию источников света,
одинаковым по силе, но с разной спектральной интенсивностью
распределений. Источники, которые излучали свет в диапазоне близком к
508нм и далеко от максимальной чувствительности колбочек (в 550нм),
приводили к меньшим размерам зрачка. Это доказывало факт, что палочки не
только работают постоянно, но еще именно они и управляют размером
зрачка, а не колбочки, как полагали до этого.
Что это все значит для человека, смотрящего на
картины на открытом воздухе, в обычном помещении или в музее? Яркий
уличный свет становится причиной сужения зрачка, однако, изменений в его
диаметре недостаточно, чтобы компенсировать высокий уровень
освещенности. При его увеличении чувствительность колбочек является
доминирующей, а вклад палочек в общую реакцию ощущается в меньшей
степени. При этом цвет большого количества света, достигающего глаза,
кажется белым.
Попадая в помещение, зрачок увеличивается в размере,
пропорционально пропуская больше света. И опять радужная оболочка не
может поддержать требуемый уровень освещения сетчатки. В условиях такой
пониженной освещенности палочки с чувствительностью к голубому спектру
становятся более активными, и свет силой 6000К, который выглядел на
открытом воздухе белым, приобретает синий цвет, а силой в 4700К —
начинает казаться белым. Посещая музей, мы снижаем уровень освещенности в
десятки раз, и теперь и свет силой 4700К приобретает холодный
голубоватый оттенок, а белым становится уровень в 3500К.
Важное значение имеет и то, что радужная оболочка
зрачков, сокращаясь, и пропускает меньше света в глаза, но при этом
размер изображения на сетчатке не изменяется. Таким образом, для
определенной области восприятия всегда одинаковое количество палочек и
колбочек подвергается воздействию света, который оказывает большее
влиянии на колбочки при высоком уровне освещения и на палочки — при
низком.
Взаимодействие между радужной оболочкой, палочками и
колбочками дает правдоподобное объяснение нашим наблюдениям, когда люди
называют прямой солнечный свет в 6000К белым и видят в нем синие оттенки
при недостаточной освещенности.
Цветовая адаптация
В то время как кривая комфортности Круитхофа
характеризует физиологические условия, влияющие на восприятие цвета,
цветовая адаптация определяет психологические особенности, также
играющие важную роль. Цветовая адаптация — восстановление равновесия
чувствительности глаза к цвету как к спектральной композиции
появляющихся изменений. Мозг постоянно обрабатывает потоки информации,
поступающей в него через глаза. Иногда мозг как бы «массирует»
полученные данные. Без этой способности большинство источников света,
при которых мы работаем и играем, могли бы доставить нам неприятности.
Возьмем, например, лампы дневного света: глазу комната кажется
освещенной в прохладном белом свете, однако, фотографии сделанные в
этом же помещении, показывают зеленый оттенок.
Сочетание факторов цветовой адаптации с высокими
перепадами освещенности вызывает порой весьма интересные эффекты.
Например, ночью фары автомобиля кажутся яркими и белыми, но они же при
дневном освещении выглядят тусклыми и желтыми. В противоположность
этому примеру — маленький луч солнечного света, просочившийся в
помещение, освещенное лампой накаливания. В то время как комната
кажется белой, луч будет иметь синий оттенок. Если же этот же луч
рассматривать на улице при дневном свете, он будет абсолютно белым, а
вот лампа накаливания — желтой.
Вернемся к первоначальному вопросу о том, что же
действительно синее, а что белое? Очевидно, что однозначного ответа тут
нет, поскольку все зависит от уровня освещенности источника света и
окружающей среды. При высоком уровне освещения, например, на улице
дневной свет цветовой температуры в диапазоне 4500-6000К кажется мозгу
белым, на промежуточных уровнях в закрытых помещениях 6000к кажутся
синими, а 3000-4700К — белыми.
Дизайнеры, освещающие области или объекты дневным
светом, должны обязательно учитывать совокупность аспектов — насколько
ярко уже освещено пространство, какую адаптацию прошли глаза зрителей
и, конечно, что же именно они собираются подсветить. С появлением ламп
Соллюкс на 4700К, 4100К и 3500К художникам по свету открываются широкие
возможности для создания прекрасных условий освещения в различных
обстановках